Учитель истории и обществознания Яковлева В.Б.
Классный
час «Доброта спасет мир»
5 класс.
Продолжительность
мероприятия – 40 минут
Цель: Становление нравственно-зрелой
личности.
Задачи:
1.
Продолжить формирование нравственно-этических понятий: доброта, отзывчивость, сострадание.
2. Формировать способность учащихся к
сознательному нравственному выбору.
3.
Воспитывать нравственные чувства.
4.
Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения и нравственную
привычку – потребность совершать нравственные поступки.
Форма проведения: этический
диалог
Оборудование: интерактивная
доска, мультимедиапроектор, плакат «Доброта спасет мир», карточки с ситуациями,
карточки для рефлексии
Этапы:
I.
Этап мотивации.
День добра
Почему так много в мире зла?
Сможет ли на это кто ответить?
К истине дорога так светла,
К истине, единственной на свете…
Ту дорогу потеряли мы.
Та потеря самая большая!
И теперь бациллами чумы
Мир живёт, друг друга заражая.
Всех мне их, увы, не перечесть.
Назову бациллы основные:
Ложь, измена, рядом с ними лесть,
И конечно все грехи земные.
Что нам сделать, чтобы вырвать зло?
Вырвать с корнем и забыть на веки?
Чтобы никогда не проросло
Это чувство в нраве человека?
Предлагаю сделать День добра
Самым звонким праздником планеты,
Чтоб весь день и ночку до утра
Пела радость нам свои куплеты.
Сегодня
мы будем говорить о добре и зле, о выборе, который совершает каждый из нас в
различных жизненных ситуациях. Ведь как сказал
Л.Н.Толстой, нет в
мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.[1].
(слайд №1).
А
чтобы создать атмосферу доверия и взаимопонимания, давайте возьмемся за руки и
пошлем друг другу «Импульс добра».
II. Этап актуализации знаний.
Скажите и запишите (на медиадоске), как вы
понимаете, что это значит – быть добрым?
1 ряд: Быть добрым в мыслях - это …………
2 ряд: Быть добрым в словах – это……………..
3 ряд: Быть добрым в делах – это……………….
(Происходит осмысление
понятия на интуитивном уровне)
Основной
этап (этап размышления).
1.
Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает.
Напишите
на солнечных лучах, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова, поступки
-Почему стрелки направлены в обе
стороны?
Вывод: Добро порождает добро
(слайд №2: Добро, которое
ты делаешь от сердца,
ты делаешь всегда себе.
Л.Н.Толстой)
2.
Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего
участия. Как вы бы поступили в данной
ситуации?
(слайд №4: Благодеяние мерится не величиной, а доброй волей, которой порождено.
Сенека.
Доброта – это согласие воли с совестью.
А.Аврелий. )
Ситуация
1.
У вашей одноклассницы
тяжело заболела мама. Она сопровождала её в больницу и пропустила несколько
дней. На уроке – контрольная работа. Одноклассница просит учителя освободить её от контрольной.
Нужно ли выполнить её просьбу, ведь экзамен
она будет сдавать наравне со всеми и
материал обязана знать?
Каковы ваши действия в
данном случае?
Ситуация
2.
Вы стоите в большой
очереди в железнодорожную кассу. Пожилой человек хочет купить билет без очереди,
но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени много, можно
и постоять.
Как вы поступите?
Ситуация
3.
Вечером, гуляя с
друзьями, вы заметили неподвижно
лежащего человека. По его внешнему виду ваши товарищи решают, что он просто пьян,
и предлагают просто не обращать на него
внимания.
Как вы поступите?
4.
Раскрытие понятия ДОБРОТА.
-Какие качества
требовали проявления в данных ситуациях?
-
Какие
же синонимы к слову доброта мы можем подобрать?
Чуткость, отзывчивость,
сочувствие, сострадание, милосердие,
бескорыстие, любовь к близким,
любовь к Родине, терпимость, великодушие, гуманность.
(записать на
медиадоске)
(слайд №5: ДОБРО – В ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ –
БЛАГО,
ЧТО ЧЕСТНО И ПОЛЕЗНО, ЧЕГО ТРЕБУЕТ ОТ НАС
ДОЛГ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, СЕМЬЯНИНА.
В.ДАЛЬ.
)
5.
По
отношению к кому (чему) мы должны проявлять доброту ?
(к близким, к Родине, к
природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям).
(слайд №6: Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено
несколько раз – то же дело становится привычкой.
Л.Н.Толстой
)
Вывод:
Когда желание совершать добро перерастает в
потребность, человек становится нравственно зрелой личностью.
III. Рефлексия.
1.
Давайте
создадим коллаж «Доброта спасет мир». Для этого на ладошках замените многоточие определением доступных
вам поступков и деяний, очертив круг собственной добродетели. (Ладошки наклеиваются на плакат)
2.
Проведем
рефлексию с помощью «Я»-высказываний (у каждого ученика)
Подумайте:
-Я сегодня узнал, что…
-Я подумал о…
-Я стал более уверен в
том, что…
-Я понял, что…
-Я испытывал чувства,
настроение...
3. (слайд №9
Благие намерения – ничто, если они не
претворяются в добрые дела.
Ж.Жосеф.)
Закончить наш классный
час мне бы хотелось стихотворением-пожеланием:
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда - как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Е.Михайличенко
|