Тема моей педагогической философии – через тернии к
звездам. У Владимира
Маяковского есть стихотворение «Послушайте!», которое, по-моему, очень созвучно
смыслу моей профессии:
Послушайте! Ведь, если звезды
зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Необходимо, чтобы загоралась хотя бы одна новая звезда. Но учитель не звездочет, который считает,
не астролог, который предсказывает, не
астроном, наблюдающий за яркими светилами и черными дырами, без права изменить
что-то во Вселенной. Не секрет , что работа педагога сложна. Здесь
сочетается целый комплекс знаний , умений. С одной стороны, как специалист,
учитель должен быть «подкован на все сто», находится в постоянном
образовательном поиске. С другой стороны, эта профессия требует умений работы с
людми и в частности с детьми, с их неповторимыми характерами, особенностями,
темпераментами, желаниями. Не просто уметь работать, но самое главное желать,
хотеть быть с детьми и получать от этого удовольствие. Приходя
домой, чувсвовать усталость, но при этом и удовлетворение: сегодня я сделал
все, что бы подтолкнуть ребенка к знанию, к открытию. Для каждого педагога дети - это
звезды, и каждую нужно зажечь.
В
основу моей педагогической философии уже достаточно давно легли идеи любви к
своему делу. Кто такой учитель? Так просто и не ответишь. Учитель – это тот,
кто учит, помогает открывать новое, ранее не веданное знание. Но разве это все?
Учитель – это наш путеводитель в жизнь. Стремительно меняется время, меняется
общество и отношения между людьми. Но роль учителя, преподавателя остается
неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника,
помогающего ответить на главные жизненные вопросы. Он учит и помогает раскрывать в себе свой чувственный
мир, постигать опыт человеческого бытия, применять и использовать в своей
практической жизни знание.
«Детство
– это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к
далекому горизонту. И как важно, чтобы
рядом с тобой был любящий, опытный поводырь» А. И. Баркан
Тяга к
педагогике у меня появилась еще в глубоком детстве. Очень любила играть
в школу. И хотя в моей семье я
единственный учитель, но уже в 8 классе знала, куда идти учиться. Огромный
вклад в мое становление как настоящего учителя внес педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского. Воспитанная на трудах
великих педагогов Я.А. Каменского и В.А. Сухомлинского, я прочувствовала всю
серьезность и ответственность данной профессии. Как говорила Надя в кинофильме
«Ирония судьбы»: «Ошибки учителей менее заметны, но, в конечном счете,
они обходятся людям не менее дорого».
И вот начался
поиск своего «я» как педагога. Выбор пал на специальность учитель начальных
классов, параллельно я получала специальность учителя английского языка. Я
искала себя, и понимала, что должна бать многогранным человеком. Так я стала
постигать еще одну специальность – учитель истории и обществознания. Зачем?
- скажете вы. Учитель - это кладовая
знаний. Дети обращаются за помощью с совершенно разными вопросами. Разве
учитель имеет право сказать «я не знаю»? А учитель истории – это интеллектуал,
хранитель общечеловеческой памяти. 2012 год – год истории, 200-летие Отечественной
войны 1812 года. Великий А.С. Пушкин говорил, что славой своих предков
«…гордиться не только можно, но и должно…» Гражданами не рождаются, ими
становятся. История формирует основные ценностные установки гражданина и
патриота. Говорят, что история ничему не может научить, но ее невыученные уроки
слишком дорого обходятся целым поколениям. Историческая память не может быть
короткой. Вместе с детьми мы открываем египетские папирусы, с Одиссеем плывем к
берегам легендарной Трои, сгораем на кострах средневековой инквизиции,
восхищаемся реформами Петра I, подвигами
героев, защищавших наше Отечество. От моего личностного восприятия истории
зависит формирование вечных ценностей у
учащихся, определенного отношения к миру.
Еще
древнегреческий философ Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Предела
для знаний нет. Это стало моим жизненным девизом. И сегодня я не стою на месте,
я изучаю психологию. Инклюзивное
образование – это реальность сегодняшнего дня. Все, что я знала, оказывается не достаточно для того, чтобы
работать с особой категорией, с
детьми-инвалидами.
Учитель должен постоянно саморазвиваться и
совершенствоваться для того, чтобы уметь своим примером направить ребенка к
знанию, зажечь в нем желание познавать.
Годы работы в школе многому меня научили: принимать
детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней
к самой себе, а самое главное - научили бережнее относиться к детям. Я поняла,
что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это
лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что,
как писал К.Д. Ушинский, "только личность может воспитать личность".
Обобщая все вышесказанное, обозначу направления, на
которых и строится моя педагогическая философия.
Первое
направление - это основные ценности, вечные и неизменные категории: доброта,
любовь, справедливость, честность, требовательность. Позволять и помогать
ученику реализовываться, но не пускать все на самотек. Подбирать для каждого
свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на
промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки.
Ведь ученики – это мы, помолодевшие на 15 - 20 лет. Мы – это они, постаревшие
на этот же срок. Только вертикальное доверие делает их и нас частью целого.
Второе
направление – постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на
любые вопросы, преодолевать себя.
Третье
направление - спешить передать свои знания, учить не поучая, помня заповедь
Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться».
Три основных
направления моей философии, надеюсь, как три кита будут поддерживать меня в
будущем, потому что учитель – это не профессия, а образ жизни.
Чтобы
быть хорошим преподавателем,
нужно
любить то, что преподаешь,
и
любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский
|