Новая школа – мой маршрут.
«Просвещение — свет науки и разума,
согреваемый чистой нравственностью;
развитие умственных и нравственных
сил человека;
научное образование при ясном сознании
долга
своего и цели жизни».
Владимир Даль
Современный век технологий и информации, безусловно,
задает тон общественным отношениям, требуя от каждого определённый уровень
профессионализма, который должен постоянно совершенствоваться. Это требование
информационного общества. Процесс глобализации захватывает каждого
из нас. В новых условиях невозможно жить по-старому. Задача современной системы
образования - включить ребенка в новые отношения бытия: рыночные, где всё
решает конкуренция. Каждый из нас должен стать конкурентно способным. Дать
школьнику набор определенных научных знаний сегодня - значит не дать ничего. Выпуская таких учащихся в большую жизнь,
общество рискует получить поколение несостоявшихся людей и как следствие,
деградацию в целом. Ответственность за будущее поколение лежит как на государстве, так и на учителях. И прежде,
чем сделать шаг, педагог, как хирург, должен
просчитать каждое свое движение, чтобы не допустить роковой ошибки.
Мы - граждане
Российской Федерации. Обидно за великую Державу, оказавшуюся «колоссом на
глиняных ногах». Очень больно видеть, что наше государство откатилось на последние
позиции по разным показателям, в том числе и по уровню образованности граждан. Стратегическая цель сегодняшней государственной
политики: повышение
доступности качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого
гражданина.
... Стоп. А где же
вечные ценности? Любовь, уважение, терпимость, гуманность? Многие проблемы
современной жизни кроются именно в том, что в гонке за успехом и материальным
благополучием мы отодвинули на второй план духовные потребности,
обеспечивая удовлетворение первичных. Антропоцентризм в современном обществе
вытесняется «техноцентризмом».
«Новая школа» - мой маршрут. Это не случайная фраза. Сегодня особенно важно
для каждого учителя определить вектор развития. Человек тем и отличается от
всего живого мира, что может думать. Слепо взять и применить навязанную свыше
модель образования сегодня нельзя. Вызовы и риски современного общества требуют
от учителя личностного восприятия гражданской ответственности в профессии.
«Новое – это хорошо забытое старое». Одним из
главных принципов образования в новом законе «Об образовании в Российской
Федерации» является гуманистический характер образования, приоритет жизни и
здоровья человека, его прав и свобод, развитие свободной личности, воспитание
взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности,
правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального
природопользования.
Обратимся к словам великого ученого-теоретика, лауреата Нобелевской
премии по физике Альберта Эйнштейна. В книге «Эволюция физики» Эйнштейн писал:
«…Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями,
без веры во внутреннюю гармонию нашего мира, не могло бы быть никакой науки.
Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества.
Во всех наших усилиях, во всякой драматической борьбе между старым и новым мы
узнаем вечное стремление к познанию, непоколебимую веру в гармонию нашего мира,
постоянно усиливающуюся по мере роста препятствий к познанию».
На рубеже XIX – XX веков Альберт Эйнштейн говорил о
специфики познания мира человеком, и именно в его словах мы находим отклик с
современной моделью развития образования в нашем государстве, Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС).
Отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность
на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и
конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих
способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в
современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания
образовательному процессу воспитательной функции.
Принципиально новые задачи современной системы образования предъявляют повышенные требования к
конкурентоспособности и профессионализму учителя. Учитель всегда был образцом
для подражания, эталоном совести и порядочности. Настоящий педагог должен быть
сам успешным. Активная позиция в системе образования, постоянное
совершенствование своего мастерства, повышение квалификации не узконаправленно
по специальности, а в целом, и есть залог успешного формирования Новой школы.
Ключевым звеном в современной модели образования должны стать здоровьесберегающие
технологии. Можно разработать и внедрить различные супер современные модели
образования, но всё окажется бесполезным, если дети будут болеть, выпускники
школ станут хрониками. Нездоровый человек не способен полноценно трудиться,
нездоровое поколение не может сделать рывок в общественном развитии, и как
следствие государство не может быть конкурентоспособным.
Современная образовательная модель должна стать
технологичной, инновационной, адаптированной к запросам и требованиям динамично меняющегося
мира, дающей возможность получения качественного образования. Новая программа Приоритетного национального
проекта «Образование» 2011-2013 гг. максимально полно ставит цели корректировки
и модернизации образовательного процесса. Задача общественности - не торопиться с
выводами. Нужно помнить: результаты будут не сразу. Надо набраться терпения и,
несмотря на трудности, идти вперед в осуществлении поставленных задач.
Примеров в истории было множество, когда прекрасные реформы не доводились до
конца и не давали, соответственно, результатов
только потому, что надо было ждать. Не
будем далеко ходить и вспомним Ивана Грозного. Начал с реформ Избранной Рады, а
закончил Опричниной. Или «дней Александровых прекрасное начало...».
Положительных итогов внутренней политики Александра I мы так и не увидели. Да и Великие реформы
Александра II, что с ними стало? Давайте жить с оглядкой на
историю и делать правильные выводы из полученных уроков. Пошаговое движение к современной модели
образования создает условия для геополитической конкурентоспособности России.
Конечная цель образования – формирование просвещённой
личности, для которой понятия «совесть», «честь», «порядочность» — основные личностные качества, а не просто характеристики героев литературных
произведений.