Воскресенье, 19.05.2024, 16:25

Сайт учителя истории и обществознания
 Яковлевой Веры Борисовны

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Категории раздела
Патриотическое воспитание [1]
Моя педагогическая философия [1]
Здоровье детей [1]
Личностно-ориентированный подход как необходимое условие формирования толерантных установок у школьн [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Учитель истории и обществознания Яковлева В.Б.

Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности.

«Славою своих предков гордиться не только можно, но и должно».

А.С. Пушкина

Тема патриотизма очень востребована, когда говорим о возрождении России. Патриотизм – это та национальная идея, вокруг которой можно строить государственную политику. Исторический опыт становления  и развития  нашего Отечества указывает на то, что важнейшим  средством формирования гражданского общества,  укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, произошедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные  переходом из одной  экономической формации в другую, привели к деградации  сложившейся  прежде  системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать  безыдейность, эгоцентризм,  цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность  для будущего России нравственной деградации, слово «патриотизм» вновь обретает свое высокое значение.

Но патриотизм не в смысле великодержавного шовинизма. Мы  живем в многонациональном государстве, поэтому надо говорить, прежде всего, о формировании понятия россиянин, что и предполагает любовь и уважение к своему государству, вне зависимости от национального происхождения

Современная жизнь, к сожалению, не всегда радует нас положительными событиями, не так много приходится гордится подвигами современных людей. Именно поэтому общественная жизнь сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.

Патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.

Поэтому нам, педагогам, необходимо пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).

История дает благодатный материал для формирования патриотических чувств. Ее воспитательный потенциал хорошо виден и раскрывается буквально в каждой теме урока, не говоря уже о таких темах, как: Куликовская битва, Невская, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война. Знаменитые слова Г.К. Жукова:

«Бережное отношение к нашему историческому и культурному наследию – это  неисчерпаемый источник патриотизма,  прибавляющий сил и энергии всем поколениям…» должны стать руководством к деятельности подрастающих поколений. Без знания истории своего времени, прошлого своего народа нельзя воспитать  гражданина. Наша  История сложна, но это не чья-то чужая история, которую  можно изучать бесстрастно, это наша жизнь – наша гордость  и наша боль. Нам не надо стыдиться своей истории: она великая и героическая. Как в любой другой, в ней  были гении и подлецы, творцы и разрушители, организаторы и исполнители. И только в глубоком осмыслении всего, что было, можно помнить  нашу историю.

 Гражданами   не рождаются, ими становятся. И в становлении гражданина играют значительную роль различные социальные институты: семья, армия и т. д. Однако школа в лице учителей и классного руководителя имеет прямую возможность побудить семьи учащихся к активному знакомству с малой Родиной. Сколько красивых и памятных мест на Тамбовщине. Каждый месяц у нас в классе запланировано посещение исторического места: краеведческий музей, картинная галерея, музей им. Чичерина, соборы, экскурсия по Тамбову в каникулярное время, Мамонтова пустынь, Трегуляй, музей им. Мичурина и др.

Во многих наших экскурсиях и выходах родители принимают активное участие. Затем на уроках истории  и классных часах делимся впечатлениями от увиденного, пишем творческие работы. Итогом наших выходов, как правило, становится написание коллективного альманаха «Памятные места родного края» в конце каждого учебного года. Что касается выходов как учителя-предметника, то уроки исторического краеведения дают вольготную почву для этого. Сначала составляем проекты «Старый и Новый Тамбов», а затем отправляемся на прогулку по улицам Советская и Интернациональная. Чтобы воочию все увидеть.  

Большую роль в воспитании патриотизма  и  гражданственности  играют уроки и мероприятия, посвященные Дню Победы. 

В   ходе   подготовки  к этой дате  дети   проникаются    чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу дедов.

 «День Памяти воинов-афганцев» посвященный  дню вывода советских войск из Афганистана 15 февраля так же дает благодатный материал для формирования патриотических чувств. В этот день   мы с учащимися беседуем об афганских событиях. А итогом проделанной работы, становятся творческие работы детей.

·        Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. 

·        Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

·        Проведение конкурсов военно-патриотической песни.

Все это примеры воспитательной работы по формированию патриотических чувств учащихся.

Кроме выше перечисленного, мы с  учащимися занимаемся поисково-краеведческой работой, которая является составной частью патриотического и гражданского воспитания: собираем фотографии, монеты, предметы быта, составляем генеалогического древо.

Такая  организация  уроков истории и обществознания, и тесно связанная с ними внеурочная деятельность,  помогают ребятам  проникнутся чувством гражданственности и патриотизма, учат любить свою малую Родину.

А любовь к малой Родине и есть корни патриотизма.

Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: "Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

И тогда для каждого из нас главными станут слова А.С. Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или  иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Категория: Патриотическое воспитание | Добавил: averishikk (18.02.2013)
Просмотров: 2836 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 Левина Нина Геннадиевна  
0
Здравствуйте, Вера Борисовна! Интересный и содержательный сайт, много познавательной и полезной информации содержится в представленных материалах.
Вы обратили внимание в своей педагогической деятельности на патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Спасибо большое! Удачи в конкурсе!

2 Элина  
0
Соглашусь с преподавателем,что патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности занимает важное место в жизни учащихся. Сегодня почти все люди умеют читать,но только немногие умеют думать.Учитель является неким связующим звеном,помогая маленькому человеку превратиться в достойного гражданина своей страны

1 Юлия  
0
Спасибо за работу! Побольше бы таких Учителей!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz