Учитель
истории и обществознания Яковлева В.Б.
Патриотическое
воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности.
«Славою своих
предков гордиться не только можно, но и должно».
А.С. Пушкина
Тема патриотизма очень
востребована, когда говорим о возрождении России. Патриотизм – это та
национальная идея, вокруг которой можно строить государственную политику.
Исторический опыт становления и
развития нашего Отечества указывает на
то, что важнейшим средством формирования
гражданского общества, укрепления
единства и целостности многонациональной Российской Федерации является
патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, произошедшие
в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к
деградации сложившейся прежде
системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание
людей стали проникать безыдейность,
эгоцентризм, цинизм, агрессивность,
нравственный релятивизм. В последнее время в обществе
все более широко осознается пагубность
для будущего России нравственной деградации, слово «патриотизм» вновь
обретает свое высокое значение.
Но патриотизм не в
смысле великодержавного шовинизма. Мы
живем в многонациональном государстве, поэтому надо говорить, прежде
всего, о формировании понятия россиянин, что и предполагает любовь и уважение к
своему государству, вне зависимости от национального происхождения
Современная жизнь, к сожалению, не
всегда радует нас положительными событиями, не так много приходится гордится
подвигами современных людей. Именно поэтому общественная жизнь сегодня ставит серьезнейшие
задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны
здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди,
которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае
необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных
задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая
процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без
наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной
личности.
Патриотическое воспитание – образовательная технология
двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина
важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему
защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость
характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и
врачу, инженеру.
Патриотическая работа со школьниками – это проверенный
временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и
веры в планетарную устойчивость России.
Поэтому нам, педагогам, необходимо пересмотреть как, с
помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство
патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности
России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не
предательство и уклонение от службы в армии).
История
дает благодатный материал для формирования патриотических чувств. Ее
воспитательный потенциал хорошо виден и раскрывается буквально в каждой теме
урока, не говоря уже о таких темах, как: Куликовская битва, Невская,
Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война. Знаменитые слова Г.К. Жукова:
«Бережное
отношение к нашему историческому и культурному наследию – это неисчерпаемый источник патриотизма, прибавляющий сил и энергии всем поколениям…»
должны стать руководством к деятельности подрастающих поколений. Без знания
истории своего времени, прошлого своего народа нельзя воспитать гражданина. Наша История сложна, но это не чья-то чужая
история, которую можно изучать
бесстрастно, это наша жизнь – наша гордость
и наша боль. Нам не надо стыдиться своей истории: она великая и
героическая. Как в любой другой, в ней
были гении и подлецы, творцы и разрушители, организаторы и исполнители.
И только в глубоком осмыслении всего, что было, можно помнить нашу историю.
Гражданами не рождаются, ими становятся. И в
становлении гражданина играют значительную роль различные социальные институты:
семья, армия и т. д. Однако школа в лице учителей и классного руководителя
имеет прямую возможность побудить семьи учащихся к активному знакомству с малой
Родиной. Сколько красивых и памятных мест на Тамбовщине. Каждый месяц у нас в
классе запланировано посещение исторического места: краеведческий музей,
картинная галерея, музей им. Чичерина, соборы, экскурсия по Тамбову в
каникулярное время, Мамонтова пустынь, Трегуляй, музей им. Мичурина и др.
Во многих наших экскурсиях
и выходах родители принимают активное участие. Затем на уроках истории и классных часах делимся впечатлениями от увиденного,
пишем творческие работы. Итогом наших выходов, как правило, становится написание
коллективного альманаха «Памятные места родного края» в конце каждого учебного
года. Что касается выходов как учителя-предметника, то уроки исторического
краеведения дают вольготную почву для этого. Сначала составляем проекты «Старый
и Новый Тамбов», а затем отправляемся на прогулку по улицам Советская и
Интернациональная. Чтобы воочию все увидеть.
Большую
роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют уроки и мероприятия, посвященные Дню
Победы.
В ходе
подготовки к этой дате дети
проникаются чувством
сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу дедов.
«День Памяти воинов-афганцев» посвященный дню вывода советских войск из Афганистана 15
февраля так же дает благодатный материал для формирования патриотических
чувств. В этот день мы с учащимися беседуем
об афганских событиях. А итогом проделанной работы, становятся творческие
работы детей.
·
Проведение
экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.
·
Празднование
памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров
видеофильмов.
·
Проведение
конкурсов военно-патриотической песни.
Все это примеры воспитательной работы по формированию
патриотических чувств учащихся.
Кроме
выше перечисленного, мы с учащимися
занимаемся поисково-краеведческой работой, которая является составной частью
патриотического и гражданского воспитания: собираем фотографии, монеты,
предметы быта, составляем генеалогического древо.
Такая организация уроков истории и обществознания, и тесно
связанная с ними внеурочная деятельность, помогают ребятам проникнутся чувством гражданственности и
патриотизма, учат любить свою малую Родину.
А любовь
к малой Родине и есть корни патриотизма.
Воспитать
человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины –
очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги,
будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: "Ученик – это
не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
И тогда для каждого из нас главными станут слова А.С. Пушкина: «Клянусь
честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших
предков».
|